Количество постаматов в России за год увеличилось в 1,5 раза

Из-за пандемии коронавируса люди не хотят контактировать с курьерами
Андрей Гордеев /Ведомости
Андрей Гордеев /Ведомости

Количество постаматов в 15 крупнейших городах России (с населением более 1 млн человек) увеличилось на 54% – с 4938 до 7616 шт., показало исследование сервиса 2ГИС. Наибольшее число точек расположено в трех крупнейших городах страны – Москве (3019), Санкт-Петербурге (1212) и Новосибирске (461). При этом самый значимый прирост зафиксирован в Красноярске (+156%), Воронеже (+153%) и Волгограде (+111%). Еще больший рост зафиксировала компания Data Insight, правда, по словам ее ведущего аналитика направления «Логистика» Наталии Крупениной, она считала с мая 2019 г. по сентябрь 2020 г. За этот период количество постаматов выросло как минимум на 134%. Другие данные Data Insight не предоставила.

Всего в России в настоящий момент работает более 18 000 постаматов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он согласен с данными 2ГИС, что их количество в крупнейших городах за год увеличилось в 1,5 раза. Лидер рынка, по данным «Infoline-аналитики», – Ozon, у которого более 7500 собственных постаматов, на втором месте – PickPoint (порядка 5300 точек).

Заместитель гендиректора «Сберлогистики» Мария Зайцева говорит, что исследование, которое компания провела в декабре 2020 г. вместе с агентством «Ингейт» в городах-миллионниках, показало, что 40% из 8000 опрошенных выбрали именно такой способ получения товаров. Если в мае 2019 г. доставку через постаматы выбирали 23% клиентов, то к сентябрю прошлого года этот показатель достиг уже 35%, говорит Крупенина. Представитель Wildberries, заказы которой доставляются в 14 400 партнерских постаматов, сказал, что чаще всего россияне предпочитают через постаматы получать непродовольственные товары – книги, товары для здоровья, игрушки, продукцию для красоты, а также товары категории 18+.

Некоторые компании, например X5 Retail Group, устанавливают постаматы в одном помещении с пунктами выдачи заказа, что позволяет распределять поток, отмечает Крупенина. Так, дочернее подразделение X5 – 5Post, развивающее услуги доставки заказов из интернет-магазинов, на конец 2020 г. включало в себя 4500 постаматов, рассказал «Ведомостям» представитель ритейлера. Вся сеть, включая и постаматы, и пункты выдачи, насчитывала 11 740 объектов. По сравнению с концом 2019 г. этот показатель увеличился в 1,5 раза, отметил представитель компании.

В условиях пандемии коронавируса покупатели стали с большей осторожностью относиться к курьерской доставке, за исключением тех случаев, когда речь идет о заказе продуктов или кулинарии, отмечает Бурмистров. Об этом же говорит и Крупенина. По ее словам, отсутствие человеческого фактора, когда клиентам не надо ни с кем общаться, – главное конкурентное преимущество постаматов. «Возможность приватного получения заказов, удобное время доставки и отсутствие очередей особенно актуально во время сезонного роста заболеваемости», – соглашается представитель Wildberries. «Кроме того, это очень технологичный вид доставки, а автоматизация сейчас в тренде», – добавляет коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. Бурмистров также отмечает, что доставка в постаматы, как правило, бесплатная, а сами они стали более удобными в связи с возможностью сделать через них возврат товара.

По оценке Бурмистрова, вложения в открытие одного постамата составляют от 150 000 до 300 000 руб. Развитие доставки таким способом закономерно, учитывая постоянно растущие потребности рынка онлайн-торговли, отмечает директор по логистике и клиентскому сервису Ozon Станислав Кондратьев. По его словам, постаматы устанавливаются в короткие сроки, для них нужно всего 1,5 кв. м площади и розетка, а основные затраты составляет ежемесячный арендный платеж.

Рынок постаматов будет расти и дальше. Бурмистров прогнозирует увеличение количества точек в 2–3 раза в ближайшие 2–3 года, они будут стоять в каждом крупном сетевом магазине. Он объясняет это тем, что сейчас в этот сегмент приходят крупные игроки, такие как Cianiao или «Сберлогистика», у которых есть возможность направлять серьезные инвестиции на создание сетей постаматов. Впрочем, по его словам, пункты выдачи заказа также не будут терять популярности и в том или ином виде они продолжат развиваться. Так, 5Post выдает заказы в магазинах «Пятерочка», «Сбер» – в банковских отделениях.

Андрей Гордеев /Ведомости